"Библия всемирна...Вот единстенная книга в мире: в ней всё есть." А.С.Пушкин
 
 
 
Средник иконы "Спас Смоленский"

За шесть дней до праздника Пасхи Иисус Христос пришёл в Вифанию.Некто Симон, по прозванию Прокаженный - вероятно, родственник Лазаря - из благодарности или благоговения к великому Чудотворцу, воскресившему Лазаря, пригласил Его, а с ним и Лазаря, к вечере, где Марфа прислуживала за столом, Мария же взяв сосуд с драгоценным миром и разбив его, стала возливать миро на главу возлежащаго Иисуса и на ноги, отирая их власами своими. Поступок Марии вызвал негодование со стороны учеников Иисуса - особенно со стороны Иуды, который смотря на всё корыстолюбивыми очами, громко заявил, что пролитое столь безполезно миро можно продать за большую сумму, а деньги раздать нищим. Но Господь справедливо и достойно оценил поступок Марии, указав, что помазанте служит для Него приготовлением к погоребению,а для неё - вечной славой, так как о нём будут вспоминать везде, где будет проповеданно Евангелие о Нём. Что касается нищих, то нераздача им милостыни в этот раз не послужит доказательством невнимания к ним, так как нищие всегда могут быть с Апостолами, а Он - Господь - не всегда. (Толкование на евангелие от Марка гл. 14 преподователя Богословия А.В.Иванова (1832-1912).

"Снова голос земли и снова попытка подменить Божеское человеческим! Опять выдвигается земное и видимое взамен неосязаемого,но полноценного.Женщина по вере и любви ко Христу приносит Ему жертвенный дар. А земля считает: "Практично ли это? К чему сия трата мира?" И земля сейчас же прикрывается благовидным предлогом: "нищие"... "Не лучше ли продать миро и раздать деньги нищим? "Христос восстанавливает значение ценностнй. И нищие, и благотворительность им - это хорошо. И нищие около вас, и вы всегда можете оказать им добро. Но вот всегда ли с нашей душой Бог? А ведь когда не будет с душой Бога, захотите ли вы откликнуться нищим? Значит, умна ли наша забота о нищих,когда вы со своей земной практичностью и служением земным целям рушите фундамент забот о добре? Вывод отсюда ясен. Всё, что касается твоих дел, непосредственно обращённых к Богу и делаемых ради Него и по Его закону, как то: подвига,насилия над собой, очищения сердца, молитвы, поста, жертв, - всё то совершай прежде всего и не загораживай этого никакими земными целями, как бы они ни были высоки и согласны с Христовым законом.И это потому, что ты строишь Божеский фундамент души, и когда он будет прочен, на нём уже легко построится всё нужное,прикладное,что потребует Божеский закон. Без Божеского фундамента в душе всё внешнее построение жизни (хотя бы и основанное на разумном и добром,например та же помощь нищим) будет висеть в воздухе, предоставленная случайностям человеческих взглядов, настроений,человеческого душевного состояния. А потому неси самому Христу драгоценнейшее миро твоей веры и любви... Раскрой дорогой сосуд твоей души и пролей из него всю ароматную влагу, насыщенную устремлённостью к Господу... Не измеряй глубины искания... Не считай ценность жертв. Ты приобрёл бесценное: с тобой Господь... Это драгоценнее всего... А когда будет с тобой Христос, ты с лёгкостью воздашь должное нищим. "Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец". (Толкование на евангелие от Марка гл. 14 епископа Григория Лебедева).

 

 
 

АЛАВАСТР (сткляница; Мф 26:4, 5, Мк 14:3, Луки 7:37) - род белого, мелкозернистого, плотного, черного камня из породы гипса, годного к хорошей полировке, из которого выделывались различные алебастровые изделия. Название свое получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте (ныне гора св. Антония). Египетские дрогисты доселе пользуются алебастровыми сосудами для хранения лекарств и благовоний. Древние употребляли алебастр для разных изделий; из него выделывались вазы, урны, бутыли, склянки и др. Особенно алебастровые сосуды, или банки, употребляли для хранения духов, душистых мазей и употребляли для этого алебастровые бутылки с длинным и узким горлышком и крепко их закупоривали. Выражение (Мк 14:3) разбив сосуд (алебастровый), по-видимому, означает только то, что женщина, пришедшая в дом Симонов с алебастровым сосудом мира драгоценного, который возлила на голову Спасителя, открыла, или распечатала его. Так как миро, содержавшееся в подобных сосудах, иногда было слишком дорого, то подобные сосуды не откупоривались, но должны были испускать благоухание чрез свои пористые стенки. Несомненно, что вследствие сего и употребляли этот особенный камень для хранения в сосудах, сделанных из него, дорогих благовоний; и, быть может, именно вследствие сего некоторыми и был сделан упрек женщине, которая, в благоговейной любви к Господу, открыла, или распечатала свой алебастровый сосуд, и мгновенно возлила на голову Его всю драгоценную жидкость, благоухания которого хватило бы на многие годы. (Библейская энциклопедия архимандрита Никифора).

О помазании Иисуса Христа Марией говорят Матфей, Марк и Иоанн.Евангелист же Лука рассказывает о другом помазании Иисуса женой-блудницей, в доме фарисея Симона. Хотя обстоятельства помазания несколько сходны и даже имена лиц, в доме которых произошло то и другое помазание, одинаковы, но события совершенно различны. Миро употреблённое Марией для помазания Иисуса Христа, называется нардовым по имени растения,из которого приготовляется; а у Марка (14:3) и Иоанна (12:3) называется миром нарда цельнаго, чистаго. Думают,что название пистика, оставленное в славянском тексте непереводимым, есть не что иное, как Санскритское или Индийское название растения рода нардов, из которого добывалось самое лучшее миро. И блаженный Августин предполагал, что это название указывает на место,из которого привозился или происходил нард. Может быть, и древние Славянские переводчики потому же оставили это слово непереведённым, что считали его собственным именем.

Мария Вифанская омывает ноги Спасителя
Алавастр.Константинополь. Начало XVII в.
Керамика второй стадии среднего бронзового века, гиксосский период (1730 до н.э)
 
 
Мария с алавастровым сосудом икона Л.П. Беседнова
Дорогие наши посетители и читатели! Такое название для сайта: АЛАВАСТР пришло к нам неслучайно. Господь часто говорил со своими учениками притчами, и не раз из Его Божественных уст выходили поразительные сравнения: души человеческой с цветущей лилией (Мтф. гл.6), Царствия Небесного с горчичным семенем (Мтф. гл.13) или, например, сравнение внешнего благочестия с разукрашенным гробом (Мтф.гл.23). Название АЛАВАСТР показалось нам некоей притчей, в которой сосуд символизирует душу человека. Сосуд, приготовленный для благовония - это изначальное состояние Богоподобной челове ческой души. Миро - это те дарования духовные, которыми Господь наделяет каждую крещаемую душу во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Каждый христианин раз в жизни в таинстве крещения и миропомазания сподобляется полного очищения и преображения души. В таинстве она не только очищается, но и заполняется благо датью Божией, словно благоухающим миром. Запечатанный сосуд - это умение хранить в душе и созидать через исполнение Заповедей Божиих хистианские добродетели. Но мы плохие хранители благодати...
 
 
Мы часто разбиваем свой сосуд добродетелей и падаем в грех. История жены-грешницы, излившей миро на главу Спасителя, - это история каждой искренно кающейся души. Согрешая, падая, упадём ко Кресту Христову. Оплачем у ног Спасителя свои грехи и неправды. И тогда чудесное миро добродетели не всуе (не зря) будет пролито. Самая большая драгоценность, которой обладает человек,- это бессмертная и бесценнейшая его душа. Ради спасения наших "алавастровых сосудов" Господь не пощадил Сына Своего возлюбленного, послал Его на землю воскресить прежний богоподобный образ Адамов. Господь ждёт одного нашего шага или хотя бы нашего произволения к исправлению. Ждёт, когда мы отдадим Ему свое сердце, заполненное покаянием и любовью, подобно драгоценному алавастровому сосуду миром... "Иисусе, миро излиянное Имя Твое". "Иисусе, излей на страстную мою душу каплю благодати Твоея"..!
 
Христос и Мария Магдалина В.Д.Поленов